Новое объединение возглавил Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, уже в 1960-е годы работавший над проектом многоразовой авиационно-космической системы «Спираль». История проекта Работа по программе Энергия—Буран началась в 1976. 86 министерств и ведомств и 1286 предприятий всего СССР (всего около 2,5 млн человек) принимали участие в создании этой системы.Источник? Головным разработчиком корабля было специально созданное НПО «Молния». Производство осуществлялось на Тушинском машиностроительном заводе с 1980 г.; к 1984 г. был готов первый полномасштабный экземпляр. С завода корабли доставлялись водным транспортом в город Жуковский, а оттуда (с аэродрома Жуковский) — воздушным транспортом (на специальном самолёте-транспортировщике ВМ-Т) — на космодром Байконур. Свой первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 г. Космический корабль был запущен c космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия» и после облёта Земли произвёл посадку на специально оборудованном аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Полёт прошёл без экипажа, полностью в автоматическом режиме, в отличие от «шаттла», который может совершать посадку только на ручном управлении. В 1990 работы по программе Энергия—Буран были приостановлены, а в 1993 программа окончательно закрыта. Единственный летавший в космос (1988) «Буран» был уничтожен в 2002 году обрушившейся крышей ангара монтажно-испытательного корпуса на Байконуре. В ходе работы над проектом «Буран» было изготовлено несколько макетных образцов для динамических, электрических, аэродромных и прочих испытаний. После закрытия программы эти изделия остались на балансе различных НИИ и производственных объединений. Известно, например, о наличии макетных образцов у Ракетно-космической корпорации «Энергия» и у НПО «Молния». Полноразмерный аналог «Бурана», имевший обозначение БТС-002, был изготовлен для лётных испытаний в атмосфере Земли. В его хвостовой части стояли четыре турбореактивных двигателя, позволявшие ему взлетать с обычного аэродрома. В 1985—1988 гг. его использовали в ЛИИ им. М. М. Громова (город Жуковский, Московская область) для подготовки лётчиков-испытателей перед полётами в космос. При внешнем сходстве с американским «шаттлом», орбитальный корабль «Буран» имеет принципиальное отличие — он мог совершать посадку полностью в автоматическом режиме, а не управляться оператором с земли. Ряд технических решений, полученных при создании «Бурана», до сих пор используются в отечественной и зарубежной ракетно-космической технике. Значительная часть технической информации о ходе полёта недоступна сегодняшнему исследователю, так как была записана на магнитных лентах для компьютеров БЭСМ-6, исправных экземпляров которых не сохранилось. Частично воссоздать ход исторического полёта можно по сохранившимся бумажным рулонам распечаток на АЦПУ-128 с выборками из данных бортовой и наземной телеметрии. В настоящее время ведётся разработка нового проекта многоразового космического корабля МАКС, космического аппарата «Клипер». Технические характеристики Длина «Бурана» — 36,4 м, размах крыльев — около 24 м, высота корабля, когда он стоит на шасси, — более 16 м, стартовая масса — 105 т. Грузовой отсек вмещает полезный груз массой до 30 т при взлете, до 20 т при посадке. В носовой отсек вставлена герметичная цельносварная кабина для экипажа и людей для проведения работ на орбите (до 10 человек) и большей части аппаратуры для обеспечения полёта в составе ракетно-космического комплекса, автономного полёта на орбите, спуска и посадки. Объём кабины составляет свыше семидесяти кубометров. Имеет треугольное крыло с двойной стреловидностью, а также аэродинамические органы управления, работающие при посадке после возвращения в плотные слои атмосферы — руль направления, элероны и аэродинамический щиток. Две группы двигателей для маневрирования размещены в конце хвостового отсека и передней части корпуса. Выполняется маневр возврата или выхода на одновитковую траекторию. Впервые в практике двигателестроения была создана объединённая двигательная установка, включающая топливные баки окислителя и горючего со средствами заправки, термостатирования, наддува, забора жидкости в невесомости, аппаратурой системы управления и т. д. Бортовой комплекс управления состоит примерно из пятидесяти систем. При разработке программного обеспечения для космического корабля и наземных систем использовался язык универсальной ЭВМ, что позволило в короткие сроки разработать программные комплексы объёмом около 100 Мб. В случае отказов ракетных блоков первой и второй ступеней ракеты-носителя система управления орбитального корабля обеспечивает в автоматических режимах его аварийное возвращение. Люди «Бурана» Первый набор Группа лётчиков-испытателей для участия в проекте «Буран» начала формироваться в 1977 г. при ЛИИ им. Громова, первоначально в неё планировалось зачислить 8 человек. Ещё до сформирования группы двое кандидатов погибли: Виктор Иванович Букреев умер 22 мая 1977 г. от ожогов, полученных 17 мая при аварии МиГ-25ПУ, а Александр Иванович Лысенко погиб 3 июня 1977 г. при выполнении испытательного полёта на МиГ-23УБ. Всего в первую группу 12 июля 1977 г. было зачислено 6 человек: * Волк, Игорь Петрович * Кононенко, Олег Григорьевич * Левченко, Анатолий Семёнович * Садовников, Николай Фёдорович * Станкявичюс, Римантас Антанас * Щукин, Александр Владимирович Николай Садовников в конце 1977 г. перешёл из ЛИИ на работу в КБ Сухого. В конце 1978 г. командиром отряда лётчиков-испытателей № 1 комплекса «А», готовившегося к полётам на «Буране», был назначен Игорь Волк. Отряд космонавтов-испытателей проекта «Буран» был официально создан 10 августа 1981 г., его командиром был также назначен И. П. Волк. Во многом благодаря незаурядным талантам этого человека, отряд полностью отработал сложнейшие задачи пилотирования уникальной машины. Как считает И. П. Волк, проект «Буран» погубили межведомственные раздоры, в результате которых аппарат был назван самолётом, а не космическим кораблём, и непримиримая вражда в верхних эшелонах советских министерств и ведомств.Источник? По непроверенным сведениям, в ходе испытаний погибла половина лётчиков из отряда, готовившегося к полётам на «Буране». Отчасти это верно, однако, эти трагические события были связаны с другими программами. * Олег Григорьевич Кононенко погиб 8 сентября 1980 г. при испытаниях палубного штурмовика Як-38. * Анатолий Семёнович Левченко умер 6 августа 1988 г. от опухоли головного мозга, развившейся вследствие жёсткой посадки спускаемого аппарата «Союз ТМ-3». * Римантас Антанас-Антано Станкявичус погиб 9 сентября 1990 г. в катастрофе Су-27 во время показательного выступления на авиасалоне в Сальгареда в Италии. * Александр Владимирович Щукин погиб 18 августа 1988 г. в испытательном полёте на спортивном самолёте Су-26М. Набор 1982—1985 В этот период наиболее интенсивной подготовки по проекту «Буран» кандидатами в отряд космонавтов-испытателей ЛИИ им. Громова были зачислены: 25 апреля 1983 г. * Султанов, Урал Назибович * Толбоев, Магомед Омарович 12 июня 1984 г. * Заболотский, Виктор Васильевич 2 января 1986 г. * Тресвятский, Сергей Николаевич * Шеффер, Юрий Петрович 5 июня 1987 г. решением Межведомственной квалификационной комиссии (МВКК) всем им была присвоена квалификация «космонавт-испытатель». Набор 1988 В 1988 году на медицинское обследование был направлен летчик-испытатель ЛИИ Ю. В. Приходько . 22 марта 1989 года он был назначен кандидатом в отряд космонавтов.В 1989 году он приступил к общекосмической подготовке (ОКП) в ЦПК им. Ю. А. Гагарина, а после её окончания в 1990 году был назначен на должность космонавта-испытателя ЛИИ. Роспуск отряда космонавтов В 1995 г. Государственная межведомственная комиссия (ГМВК) рекомендовала ЛИИ рассмотреть целесообразность сохранения специального отряда космонавтов, в котором на тот момент оставалось пять человек, но руководство ЛИИ и члены отряда сохраняли надежду на продолжение работы.Источник? Официально Отряд космонавтов ЛИИ прекратил своё существование в 2002 году, надолго пережив официально закрытую в 1993 году программу «Буран». Из всех отобранных и прошедших подготовку космонавтов отряда в космосе были лишь двое — Игорь Волк и Анатолий Левченко. Макеты После приземления летавший корабль был законсервирован и оставлен в монтажно-испытательном корпусе МИК 112 на космодроме Байконур. После закрытия в 1993 г. программы «Буран» НПО «Молния» демонстрировало макет БТС-002 на аэрошоу Международного авиационно-космического салона. В 1999 г. его передали в лизинг австралийской фирме для показа на Олимпийских играх в Сиднее, а затем — сингапурской фирме, которая отвезла его в Бахрейн, где его случайно обнаружили немецкие киносъёмщики.Источник? Сейчас его приобрел музей техники в Шпайере (Германия). 2 апреля 2008 года «Буран» прибыл в порт Роттердам . Он обошёлся своему хозяину музея Герману Лайру в 10 миллионов евро. Экземпляр «Бурана», летавший в космос, был разрушен в Казахстане в том же корпусе , где провёл почти полтора десятка лет, в результате обрушения крыши МИКа весной 2002 г. Макет «Бурана» ОК-М, использовавшийся для прочностных испытаний, НПО «Молния» продало в 1995 г. АО «Космос-Земля» — до 1999 года он был установлен в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького в Москве , где использовался в качестве аттракциона. В 2000 году этот макет побывал в качестве аттракциона на Олимпиаде в Сиднее и в итоге оказался в Бахрейне. В 2008 году макет был приобретён Техническим музеем города Шпейера, расположенного в немецкой земле Рейнланд-Пфальц, куда прибыл в апреле 2008 года. Немецкому музею приобретение и транспортировка макета обошлась в сумму более 10 млн евро. Перечень изделий К моменту закрытия программы (начало 1990-х гг.) было построено или велось строительство пяти лётных экземпляров корабля «Буран»: * изделие 1.01 «Буран» — корабль совершил космический полёт в автоматическом режиме. Находился в рухнувшем монтажно-испытательном корпусе на 112-й площадке космодрома, полностью уничтожен 12 мая 2002 г. Являлся собственностью Казахстана. * изделие 1.02 «Птичка» — должен был совершить второй полёт в автоматическом режиме со стыковкой с пилотируемой станцией «Мир». Также находится на космодроме Байконур и также является собственностью Казахстана. В апреле 2007 этот экземляр установлен в экспозиции музея космодрома Байконур (площадка 2). * изделие 2.01 — степень готовности корабля на момент прекращения работ составляла 30-50 %. До 2004 года находился в цехах Тушинского машиностроительного завода, в октябре 2004 г. перевезён на причал Химкинского водохранилища для временного хранения. * изделие 2.02 — был готов на 10-15 %. Разобран на стапелях Тушинского машиностроительного завода. * изделие 2.03 — задел уничтожен в цехах Тушинского машиностроительного завода. Кроме этого, были сооружены несколько макетов корабля, предназначенные для проведения с ними различных испытаний. Отличия от Спейс Шаттла При общей внешней схожести проектов, в своей основе они совершенно разные. Спейс Шаттл — комплекс состоит из топливного бака (сигарообразный объект красного цвета по центру), двух твердотопливных ускорителей и самого космического челнока. При старте запускаются оба ускорителя и три маршевых двигателя Шаттла (первая ступень). Таким образом данный комплекс нельзя применять для вывода на орбиту иных аппаратов, даже меньшей в сравнении с шаттлом массы. Челнок садится с неработающими двигателями. Он не имеет возможности несколько раз заходить на посадку, поэтому предусмотрено несколько посадочных площадок на территории США. Буран: название комплекса — «Энергия — Буран». Комплекс состоит из: первой ступени (четыре боковых блока с кислород-керосиновыми четырёхкамерными двигателями РД-170) (многоразовые), второй ступени (Сигарообразный объект белого цвета в центре. оснащена четырьмя кислород-водородными двигателями РД-0120) и возвращаемого космического аппарата «Буран». При старте запускаются обе ступени. Отработав, отстыковывается первая ступень (4 боковые ракеты), и довывод осуществляется второй ступенью. Данная схема универсальна, поскольку позволяет осуществлять вывод на орбиту не только МТКК «Буран», но и прочие полезные грузы (массой до 100 тонн).При возвращении на Землю «Буран» ведёт себя иначе, нежели Шаттл. Буран входит в атмосферу и начинает гасить скорость (угол входа примерно 30°, постепенно угол входа уменьшается). Первоначально, для управляемого полёта в атмосфере, Буран должен был быть оснащён двумя ТРД находившимися в зоне аэродинамической тени, рядом с килем, однако к моменту первого (и единственного) старта данная система не была готова к полёту, поэтому корабль управлялся рулями, не используя тягу двигателей (в атмосфере). Перед приземлением Буран осуществил гасящий скорость корректирующий маневр (полет по по нисходящей восьмёрке), после чего шёл на посадку. В этом единственном у «Бурана» была лишь одна попытка для захода на посадку. При посадке скорость составляет 300 км/ч, в атмосфере доходит до 10 скоростей звука В отличие от «Шаттлов», в «Буране» предусмотрена система экстренного спасения экипажа. На малых высотах работает катапульта для первых двух пилотов, на достаточной высоте, в случае нештатной ситуации, Буран отделяется от ракеты-носителя и совершает экстренную посадку. Внешнее сходство «Бурана» и «Шаттла» объясняется не копированием конструкции с американского челнока, а схожестью технических требований, предъявляемых к аппаратам. То есть схожая форма продиктована схожими физическими нагрузками на аппараты. Итоги программы Программа была закрыта в 93-м году. Однако траты нельзя считать напрасными: при создании аппарата было совершено множество технических открытий в различных отраслях. Сейчас данные технические наработки широко используются. Интересные факты * Жаропрочная облицовочная плитка «Бурана» весьма мягка по своей структуре. В один из обходов корабля (уже на Байконуре), было обнаружена надпись «ДМБ» на одной из таких плиток. Оказалось, один из военнослужащих-срочников, бывших на карауле одного из уровней стартовой площадки, штыком от автомата нанёс эту надпись. Испорченную плитку пришлось заменять, для чего связку корабля и РН пришлось снимать со стартового стола, так как выехавшие на место специалисты завода-изготовителя признали невозможность замены плитки в полевых условиях. Из-за этого первый старт «Бурана» состоялся не в мае, а в ноябре 1988 г. * Из-за мягкости плитки, многие пытались её потрогать пальцем, принимая за пенопласт, что было недопустимо. В качестве контрмеры был пущен слух о ядовитости плиток, а также, одна из плиток установлена на специальном стенде у ракеты для осмотра персоналом стартового комплекса. * Комплекс Энергия-Буран имел различные уровни допуска сотрудников. Пропуска (и уровни доступа) подразделялись по видам животных. В частности, были «зайчики». * Из-за отсутствия модулей памяти достаточного объёма, программа для бортовой ЭВМ была разделена на 2 фрагмента по 128 килобайт — «стартовую» и «посадочную». После выхода на орбиту, посадочная программа загружалась с кассеты цифрового магнитофона. * Являясь наимощнейшей ракетой Земли, при старте Энергия (ввиду просчётов в системе водяной завесы охлаждения стартового стола) разнесла все стартовые осветительные фермы. Сотрудники собирали побитые лампочки на память. * После старта Энергии, по Байконурской пустыне (вблизи стартового стола) валялись оглушённые тушканчики, в посёлке для работников полигона (штатно) перед запуском проводилась эвакуация. Забыли взять с собой кота. Когда вернулись после запуска, оказалось, что тот сошёл с ума и бьётся головой об угол. Удаление от стартового стола было километров 5. Всё это — свидетельства колоссальной вибрации почвы, вызванной работой двигателей ракеты. * Для остановки севшего «Бурана» использовались гасящие самолётные парашюты. Парашют после замедления аппарата отстреливается. Оригинальный парашют «Бурана» после посадки найден не был — либо унесло в пустыню, либо разобрали на сувениры. * Для испытаний катапультируемого кресла, которое должно было спасти космонавта на скоростях и потоках намного превышающих встречающиеся в авиации, одно из таких кресел с манекеном было установлено вместо обычного конического обтекателя наверху грузового корабля «Прогресс». Испытание прошло успешно, манекен с креслом был катапультирован на высоте около 60 км и благополучно вернулся на землю. |