«Чёрный ящик души в оболочке из плоти» В их руках она, И бесполезна, и слаба, Порой опасна и страшна, После такой увидят крышку гроба... «Темная душа» в своих «Темных записях» Из беседы с живыми во всех отношениях ребятами из ТО «Квадрифойл». (интервью)
Первый, вступительный, вопрос. История ТО "Квадрифойл", или как все начиналось. Дании Романов:Вообще весь проект «Темная душа» и наше ТО – это поразительное стечение обстоятельств. Две группы людей, не знающих о существовании друг друга, в одно и то же время задумались над одной идеей, потом случайно познакомились в интернете и начали работать вместе. Удивительно, что все очень серьезно отнеслись к проекту и пожертвовали столько времени и сил на съемки. Работа, семья, желание отдохнуть летом и выходные были опущены на второй план. И все мужественно вставали в 5-6 утра, чтобы по 2-3 часа добираться на съемки, а вернуться глубокой ночью. Квадрифойл – интересное название для Творческого Объединения. А как называется клан, которым руководит Кактус? Денис Айнетдинов: Дело в том, что мы сначала придумали символику клана, а потом решили взять тот же логотип и для творческого объединения. Название клана в фильме никто не произносит. На Ваш взгляд что удалось, а что не получилось в первой серии фильма? Денис Айнетдинов и Дании Романов: Самое главное, что получилось в первой серии – это, наверное, то, что она вообще увидела свет. Поднять на ноги такой проект было тяжело. Изначально мы поставили себе очень трудные задачи и старались выполнить их качественно. Это наш первый опыт, такой масштабной работы, но удалось снять фильм, который заинтересовал людей, это значит, что очень много удалось. Была проделана огромная работа: уже в первом фильме есть красиво сделанные артефакты, показано действие аномалий, присутствует очень сложная в реализации сцена с кровососом, ну, и, конечно, - взрывающийся вертолёт. Первая серия задала тон, и мы постараемся в следующих эпизодах лишь повышать наше качество исполнения. Что не получилось? Местами не лучшая актёрская игра, местами не очень хорошо построен «экшен». Мы это признаём и будем работать, да и в принципе, уже работаем над этим во втором эпизоде. Следующая серия будет на порядок лучше, мы стараемся! Были какие-нибудь курьезные или просто запоминающиеся случаи во время съемок? Даниил Романов: Съемки проходят в очень позитивной обстановке, мы все время шутим и веселимся, и очень часто это даже мешает нам работать. Было весьма атмосферно снимать сцену с убийством кровососа. Мы снимали в старом сгоревшем детском саду, у корпуса которого повесился человек. Все это нагнетало. Если присмотреться в окно за моей спиной, то можно увидеть веревку, которая висит на стволе дерева. Иван Шишков: Интересных ситуаций на съёмках было предостаточно. Что запомнилось мне, так это работа над сценой с ломающейся в руке кружкой. Сломать кружку, скажу я вам, даже всю вдоль и поперек подпиленную, та ещё по сложности задача. В общем, хватило смеха и слез, весь день промучились. Какие сложности возникали в процессе съемки? Возможно, были определенные трудности в исполнении задуманного по сюжету. Денис Айнетдинов и Дании Романов:Сложностей на самом деле в съёмках любительского кино много. Многие связаны с техническими проблемами. В основном, съёмки происходят на улице, зачастую бывают лишние шумы, за время съёмочного дня меняется освещение на съёмочной локации, бывает, что сильно подводит погода. Часто возникали трудности с актерской игрой, мы не профессионалы и поэтому непросто сыграть эмоциональную сцену с первого раза, приходится делать очень много дублей. Два сложнейших съемочных дня были, когда мы снимали встречу Голоса и Воробья, там была какая-то ужасная пыль, которая набивалась буквально везде. И когда мы снимали некоторые сцены второй части серии у базы в сорокаградусную жару прошлого лета. В исполнении задуманного по сюжету? Да вроде бы всё, что планировали – реализовали. Артефакт «Темная душа» (Черная душа, если по книге А.Ливадного "Контрольный выброс") - довольно-таки опасная штуковина, и уж наверняка не последнее место в сюжете вашего фильма занимает. Так какое действие оказывает артефакт на простых смертных, возможно ли избежать его влияния? Денис Айнетдинов и Даниил Романов: Приятно, что кто-то вдаётся в подробности сюжета и пытается немного заглянуть вперёд. Хоть в первой серии ещё и не прозвучало название артефакта, но, вы правы, логично думать, что именно он фигурирует в названии фильма и, естественно, сыграет большую роль в развитии дальнейшего сюжета. Наш артефакт не имеет никакого отношения к Черной душе или к творчеству А.Ливадного. Мы не используем материалы из книг серии «Сталкер» или из игры. Мы работаем в рамках концепции Зоны, вселенной «Сталкер», при этом вносим корректировки в некоторые аспекты (например, зомби, не могут быть воскресшими мертвецами; зомби - человек, которые попал под травмирующее пси-излучение и сохранил только базовые инстинкты). Скелет сюжета к этому фильму был придуман довольно-таки давно, где-то за год до начала съёмок, поэтому любые совпадения по названию или оказываемому эффекту с выдуманными артефактами других авторов – это лишь случайность. Сейчас много фанатов игры, которые решили попробовать свои силы в создании фильмов, так же как ваша команда. Много любительских видео по "Сталкеру" удалось посмотреть (и Ваше мнение)? Даниил Романов: Любительских работ действительно много. Кто-то подходит к этому серьезно, и получаются интересные фильмы, а кто-то ваяет домашнее видео «как мы с друзьями классно бегаем по заброшенному зданию». Каждый по маленькому кирпичику строит и обогащает эту вселенную, благодаря их работе мы можем вести этот диалог. Из крупных работ меня впечатлила атмосфера общения в серии «Легенды зоны», творческого объединения «Киносталкер». Какая сцена первой серии "Темной души" является любимой? (меня, например, умилила сцена: Голос и Воробей непринужденно любуются густым черным дымом от сбитой вертушки) Даниил Романов: Когда начинаются финальные титры, когда играет эта замечательная музыка группы Оркестр ХО, я вспоминаю все съёмочные дни. Это наверно один из самых эмоциональных моментов в фильме для меня. Я люблю весь фильм. Денис Айнетдинов: Моя любимая сцена первой серии – диалог в конце у костра, где Воробей получает своё имя. Иван Шишков: Мне очень нравится сцена с кровососом. Она динамично развивается и держит в напряжении. Даниил, вопрос к Вам, как к игроку в "Сталкер" (играете ведь?) - Что в игре является самым важным, без чего «Сталкер» - не Сталкер? Даня Романов: Да, конечно играю. Я думаю, что в этом вопросе скрыто две не связанных темы, это «какой должна быть игра по вселенной Сталкер» и что такое Зона. Я отвечу на второй в ключе оригинального вопроса. «Сталкер» - не сталкер без природы, без ветра качающего верхушки деревьев и волн травы, раскатывающихся по полям, без разговоров у костра и тушенки с водкой натощак, без ржавых грузовиков и черных провалов окон заброшенных зданий. «Сталкер» не Сталкер без ухода человек от самого себя, от мира в котором он жил, от проблем и ответственности принимать решения. Без отчаяния, злости, циничности и умиротворения. Самое главное в Сталкере - это атмосфера, она всепоглощающая, проникающая в самую глубь. Как говорится, если Зона захватила, то не отпустит никогда. Эта атмосфера имеет массу оттенков и причин, почему она так западает в душу, некоторые из них одинаковы для всех, некоторые являются личными. Денис, вопрос к Вам, как к сценаристу. Есть ли в Вашей версии что-то и кто-то из реальности игры (или книг серии, а может и аналога - фантастической повести "Пикник на обочине" братьев Стругацких), или же у вас полностью свой мир, созданный только по мотивам? Денис Айнетдинов: Сеттинг сталкера хорош тем, что в нём нет никаких жёстких рамок, и есть поле для фантазии. Можно выдумать свои артефакты, свои аномалии. Мы частично взяли что-то от игры, от Стругацких, от книг других авторов, то, что считаем приемлемым для «мира Зоны», каким видим его мы. Все персонажи нашего фильма созданы лишь нами. И, можете быть уверены, что в фильме не появятся знакомые вам персонажи из книг или игры. Единственное упоминание было о «Чёрном сталкере», персонаже из книг Василия Орехова. Мне очень понравилась эта идея и, поэтому, мы сделали небольшую отсылочку. Даниил, каким сталкером Вы себя считаете? Легко ли было вжиться в образ сумасбродного, но все-таки опытного сталкера? Даниил Романов: Черт - весьма спокойный персонаж, он витает где-то в своих мыслях, молчалив и прост, при этом опытен и мудр. Но если он начинает злиться, то внутри взрывается ядерная бомба, и удержать его очень трудно. Вот ярость Черта мне дается не просто, потому что я по натуре добрый человек и мало злюсь, как минимум слабо проявляю это внешне. Даниил, Ваш герой – фигура заметная, эдакий сталкер – панк. Как относитесь к современным субкультурам? Считаете, есть ли место неформалам в Зоне Отчуждения? Даниил Романов: Такая прическа была моей инициативой, так же как и жвачка. Что самое интересное, с такой прической я долгое время ходил в колледж. Каждый вправе выглядеть, как он хочет, в том случае, если это не нарушает морально-этические нормы. Если сталкер способен выживать в зоне, при этом выглядеть эпатажно, то он - сильный человек, потому что неформалов, как правило, не понимают, а для других людей это может быть лишним раздражителем. Известно, что нескольких сталкеров, в рядах которых был и Черт, в клан привел Ворон. А есть ли у персонажа по прозвищу "Черт" какая-то предыстория? Интересно, как же такой нестандартный для сталкера парень попал в Зону. Даниил Романов: Да, конечно, каждый человек имеет историю жизни. В последующих сериях, будут раскрываться характеры персонажей, их мировоззрения. В Зоне не принято говорить о жизни до нее, поэтому, скорее всего, прошлое персонажей не будет озвучено в фильме. Фильм называется "Темная душа". Когда видим в кадре странноватый артефакт, понимаем, вот она - перерожденная "Душа", сомнений нет, но есть ощущение, что не так-то все просто. Темная душа - это еще и выражение, которое можно отнести к человеку. Среди сталкеров немало таких темных душ.. Неужели название фильма стоит понимать двояко? Денис Айнетдинов:Если кто успел заметить, то в нашем фильме присутствуют некоторые философские идеи по поводу мира «Зоны», которые мы в следующих эпизодах будем развивать. Название выбрано не случайно, здесь и правда есть некая игра слов. Мне дважды приятно, что вы обратили внимание и на это тоже. Любимые писатели уж конечно Стругацкие? Как относитесь к книжной серии «Сталкер», есть ли любимый писатель? Денис Айнетдинов:Да, книжная серия сталкера очень нравится. Любимые писатели: Андрей Левицкий и Василий Орехов. Также очень понравились книга «Эпицентр удачи» Дмитрия Янковского и повесть «Клык» от Ежи Тумановского. Даниил Романов: Я люблю Стругацких. Еще я люблю Бориса Акунина и Макса Фрая. Книжную серию я читаю даже чаще, чем какие либо другие книги. Выделить исключительно кого-то не могу, текущая книга становится любимой, многие книги нравятся. Но, тем не менее, люблю «Тени Чернобыля», «Дезертир» и «Дом на болоте», наверно потому что с них начинал. Вопрос для Даниила – Черта. Илья Черт (гр. "Пилот") - музыкант, чье прозвище совпадает с прозвищем Вашего персонажа (даже прическа показалась знакомой).. Слушаете ли его музыку? Вообще, какую музыку предпочитаете? Даниил Романов: Группу «Пилот» уважаю, но не слушаю. Я больше предпочитаю иностранный рок, особенно люблю AC\DC. При этом я достаточно меломанен, люблю послушать от Venom-а до Tiesto, от Короля и Шута до Дебюсси и т. д. Как в любом фильме по мотивам игры, вашей команде не обойтись без оружия, и оно в полной мере присутствует. А приходилось ли стрелять из настоящего пистолета/ружья/автомата? Даниил Романов: Да, конечно. На военных сборах мы стреляли из автомата Калашникова, собирали и разбирали его. Много раз стрелял из травматического Тульского Токарева и травматического револьвера Гроза. Сейчас делаю разрешения на травматический пистолет и охотничье ружье. Но сам я всю жизнь был очень далек от оружия, у меня нет желания стрелять в кого-то, даже на охоте. Стреляю в людей на страйкбольных играх, потому что это достаточно безопасно. Заглядывать в будущее – занятие неблагодарное, и все же.. После съемок «Темной души» думаете ли в будущем взяться за еще какой-нибудь фильм? Денис Айнетдинов: Да, конечно, если будут силы и ресурсы на это, то с удовольствием. Уже сейчас есть несколько идей о начале новых проектов, но вряд ли они пойдут в продакшн до того, как мы закончим «Тёмную душу». Над этим проектом ещё работать и работать, поэтому пока конкретно о чём-то говорить рано. Иван, как вы охарактеризовали бы персонажей фильма. Иван Шишков: Не хотел бы характеризовать персонажей. Их характеры и взаимоотношения - немаловажная часть сюжета. За развитием отношений в группе, за симпатиями и антипатиями героев лучше наблюдать в фильме. Не думаю, что будет хорошо, если здесь я раскрою все характеры.
И напоследок... К великому моему удивлению некоторые сайты сталкерской тематики, коих сейчас великое множество на просторах сети, пустили слушок на счет вашего фильма, присуждая его идею и сам фильм команде – разработчику игры.. Ваше отношение к такому положению вещей? Денис Айнетдинов: На просторах интернета всякого бреда полно. Могу вас уверить, что мы никаким боком к разработчикам не относимся. Даниил Романов: Интересный слух, хотелось бы знать о нем больше. Слухи это хорошо, это бесплатная реклама! Ваши пожелания зрителям и читателям, всем поклонникам "Сталкера". ТО «Квадрифойл» в лице Дениса Айнетдинова: Спасибо за вопросы. А пожелание к зрителям одно – пожалуйста, ждите. Мы выпускаем одну серию очень долго, и, к сожалению, ничего не можем с этим поделать. Дико извиняемся и просим просто подождать. Что ж, большое спасибо вам, ребята, за недюжинное терпение и понимание, за выделенное на болтовню со мной время. Ждем продолжения вашей истории, терпением запасаемся, ибо это стоит того.
Хм, я и первой не видел. Вот сейчас почитал -- смотреть как-то не очень хочется, чтобы не портить настроение после игры %-\ Хотя...
2 неприкаянная "мне очень понравилась" весьма кратно, но так же и субъективно. Можно, для сравнения, понравилось так же как ?... Какой известный фильм? Просто пример.
2 ALL Нет ли у кого ссылки на фильм (если это разрешено правилами)? А то на http://project-perimetr.com/ что-то не видать... Собственно, может и было, но самого сайта уже нет на хосте sWeb.RU...