Чемпионат Европы по футболу 2012 года (официальное название — UEFA EURO 2012™ Poland-Ukraine; обычно называют «Евро-2012») станет 14-м чемпионатом Европы по футболу, футбольным турниром для европейских стран, проводимым раз в четыре года под эгидой УЕФА. Турнир будет проводиться совместно Украиной и Польшей, начнётся 8 июня 2012 года[1] и завершится 1 июля 2012 года. Это будет третий турнир в истории европейских национальных футбольных первенств, хозяевами которого являются две страны. Первым стал чемпионат Европы 2000 года, проведённый в Бельгии и Нидерландах, вторым чемпионат Европы 2008 года, проведённый в Австрии и Швейцарии.
UEFA EURO 2012 — последний чемпионат Европы, в финальном раунде которого примут участие 16 команд. Начиная с UEFA EURO 2016, это число будет увеличено до 24.
В турнире примут участие 16 сборных. 14 сборных будут определены на основе матчей отборочного турнира, который начался в сентябре 2010 года. Его жеребьёвка прошла 7 февраля 2010 года в Варшаве.
В отборочном турнире все сборные разбиты на 9 групп: 6 групп по 6 команд и ещё 3 группы по 5 команд. Девять победителей групп и одна лучшая сборная из тех, кто займёт вторые места, выходят на Евро-2012. Остальные 8 сборных, занявших вторые места в своих группах, разыграют четыре путёвки в Польшу и Украину в стыковых матчах.
До жеребьёвки 51 сборная была разбита на шесть корзин. В корзинах с первой по пятую находятся по девять сборных, в шестой корзине — шесть сборных. Критерий «посева» сборных по корзинам — европейский рейтинг сборных. Этот рейтинг основан на выступлениях команд в отборочных и финальных турнирах ЧМ-2006 и Евро-2008, а также в отборочном турнире ЧМ-2010.
Матчи Евро-2012 пройдут на стадионах Киева, Донецка, Харькова, Львова (Украина), Варшавы, Гданьска, Познани и Вроцлава (Польша). Открытие чемпионата состоится в Варшаве, а финал — в Киеве. Для того чтобы чемпионат состоялся в Польше и Украине, обязательно должны быть закончены стадионы в украинских и польских городах; однако на данный момент украинские и польские организаторы отстают от графика, и первоначальные планы о местах проведения ставятся под сомнение (см. Запасные варианты).
Продажа билетов на футбольный матч в период проведения чемпионата осуществляется по предъявлению документа, удостоверяющего личность, с обязательным указанием в билете фамилии, имени лица и предъявленного документа и его номера. Право продажи, передачи и использования билетов на любое мероприятие UEFA принадлежит предназначенной лицу (уполномоченному от Союза европейских футбольных ассоциаций компании и ее работникам)
Во всех городах, принимающих чемпионат, развита система городского общественного транспорта, включающая автобусное, трамвайное сообщение, комплекс перевозчиков такси и маршрутного такси.
В 3 городах чемпионата имеется метрополитен:
Варшава (Польша) — 1 линия, запланированы ещё 2 линии, в том числе к 2008 году — завершение строительства первой линии метро («север-юг»), а к 2012 году — строительство второй линии («запад-восток»), в том числе станция «Национальный стадион».
Киев (Украина) — 3 линии, планируется ещё 1 линия. К концу 2010 года будут открыты станции «Демеевская» (возле центрального автовокзала), «Голосеевская» и «Васильковская». Непосредственно возле стадиона расположены станции «Дворец Спорта» и «Республиканский Стадион», но они обычно закрыты на вход после матчей. В пешеходной досягаемости от стадиона находятся станции «Площадь Льва Толстого», «Кловская», «Крещатик», «Театральная», «Дворец Украина».
Харьков (Украина) — 3 линии. Возле стадиона расположены станции «Спортивная» и «Метростроителей имени Ващенко», в пешеходной досягаемости — «Площадь Восстания», «Завод им. Малышева», «Проспект Гагарина»;
В Донецке к 2011 году планировалось открытие первой очереди 1 линии метрополитена. Линия не рассчитана на выход у стадиона, вокзала или аэропорта. Скорее всего, открытие состоится уже после чемпионата.[3]
Во всех украинских городах, а также в городе Гдыня (пригород Гданьска) имеется троллейбусное сообщение. Троллейбусы до последнего времени эксплуатировались также в большинстве других городов Польши. В Варшаве, Киеве, Познани, Гданьске (городская агломерация Труймясто) имеется скоростной трамвай, а в Киеве и Гданьске — ещё и водный трамвай.
Существующие железнодорожные переезды на границе Польши и Украины
Дорогуск — Ягодин
Хребенне — Рава-Русская (реконструкция к июлю 2007 года)
Хрубишув — Владимир-Волынский
Крошинко — Хиров
Пшемысль — Мостиска
Существует некоторая сложность при переезде поездов через украинско-польскую границу в связи с различной шириной колеи. К 2012 году появятся новые пограничные переезды на границе Украины и Польши.
Все города, принимающие чемпионат в 2012 году связаны между собой развитой железнодорожной сетью. Направления с наибольшей пропускной способностью связывают с собой города внутри стран. Пропускная способность железнодорожных переходов Украина-Польша недостаточна. С другой стороны, практически нет ограничений пропускной способности железнодорожного сообщения принимающих городов Украины с Россией и Беларусью.
Запланировано расширение станций в большинстве заинтересованных городов. Все железные дороги, соединяющие города принимающей стороны, электрифицированы. На украинских железных дорогах появляются новые скоростные поезда: «Киев-Харьков», «Киев-Днепропетровск», «Киев-Львов», «Донецк-Харьков». Некоторые реконструкции по проекту Евро-2012:
во Вроцлаве: перемещение и связь трёх железнодорожных станций (Главная, Надорже и Швебодзки) с спортивным комплексом города;
в Киеве: планируется ввод в эксплуатацию нового железнодорожного моста и открытие второго вокзала (ст. Дарница) на левом берегу Днепра.
Морские порты — в городах Гданьск (Польша).
Среди украинских гостиничных комплексов имеется несколько пятизвёздочных отелей, соответствующих европейскому уровню качества. Существующая сеть гостиничных номеров на 2010 год ещё не способна принять всех желающих гостей чемпионата. Количество таких отелей в Польше более значительно. Нуждается в расширении также сеть информационных площадок.