Меч — холодное оружие, состоящее из прямого металлического клинка и рукояти. Клинки мечей обоюдоострые, реже заточенные только с одной стороны. Мечи бывают рубящие (древнеславянский и древнегерманский типы), рубяще-колющие (Меч Каролингов, Русский меч, спата), колюще-рубящие (гладиус, акинак, ксифос), колющие (кончар, эсток). Деление обоюдоострого рубяще-колющего оружия на мечи и кинжалы довольно условно, чаще всего меч отличается более длинным клинком (от 40 см). Масса меча колеблется от 700 г (гладиус) до 5-30 кг (парадно-церемониальный цвайхандэр ,фламберг). Масса одноручного рубящего или рубяще-колющего меча составляла от 0,6 до 2 кг.
Меч являлся наступательно-оборонительным оружием профессионального воина. Для владения мечом требовались длительные тренировки, годы практики и специальная физическая подготовка. Отличительной особенностью меча является его универсальность:
* использовали как пешие так и конные воины; * рубящие удары мечом отличаются особой мощностью, особенно при рубке с седла, как против бездоспешных ратников, так и воинов в доспехах (прорубали лёгкие кольчуги, наносили резаные и колотые раны и могли полностью отрезать части тела); * колющими ударами меча можно проколоть кирасу и зерцало, если качество меча превосходило качество доспеха; * ударом меча по шлему можно оглушить противника или убить, если меч пробьёт шлем.
Часто к мечам ошибочно относят различные виды изогнутого клинкового оружия, в частности: хопеш, копис, фалката, катана (японский меч), вакидзаси, а также ряд видов прямого клинкового оружия с односторонней заточкой, в частности: скрамасакс, фальшион.
Появление первых бронзовых мечей относят к началу 2-го тысячелетия до н. э., когда появилась возможность изготавливать клинки большего размера, чем у кинжалов. Мечи активно использовались до конца XVI века. В XVII веке мечи в Европе были окончательно заменены на шпаги и палаши. На Руси сабля окончательно вытеснила меч к концу XIV века.
Мечи древности
Несмотря на то, что мечи появились не позднее 1000 г. до н. э. (бронзовые мечи, обнаруженные на территории Скандинавии, датируются ориентировочно I тысячелетием до н. э.), широкого распространения они не получили. Дело в том, что основным материалом для изготовления клинков была бронза, а она отличается приличной массой и высокой ценой. Меч получался либо излишне тяжелым, либо слишком коротким с плохими рубящими свойствами. Поэтому клинковое оружие древних цивилизаций первоначально было изогнутое с односторонней заточкой. К ним относятся древнеегипетский хопеш, древнегреческая махайра и позаимствованный греками у персов копис.
Мечи начинают активно использоваться с VI века до н. э. Наибольшую известность получили следующие виды колюще-рубящих мечей:
* ксифос — древнегреческий меч общей длиной не более 70 см, клинок заостренный, листовидной формы, реже прямой; * гладиус; * акинак.
Рубящие мечи применять начали кельты и сарматы. Сарматы использовали мечи в конном бою, их длина доходила до 110 см. Крестовина сарматского меча достаточно узкая (шире лезвия на 2-3 см), рукоять длинная (от 15 см), навершие в форме кольца. Спата кельтов применялась как пешими воинами, так и всадниками. Общая длина спаты доходила до 90 см, крестовина отсутствовала, навершие массивное, шаровидное. Первоначально острия спата не имела.
Мечи средних веков (Запад)
В Европе меч в Средние Века получил широкое распространение, имел множество модификаций и активно использовался до Нового Времени. Меч менялся на всех этапах Средневековья:
* Раннее Средневековье. Германцы использовали однолезвийные клинки с хорошими рубящими свойствами. Яркий пример — скрамасакс. На развалинах Римской Империи наибольшей популярностью пользуется спата. Бои ведутся на открытом пространстве. Оборонительная тактика применяется крайне редко. В результате, в Европе господствует рубящий меч с плоским или закругленным острием, узкой, но толстой крестовиной, короткой рукоятью и массивным навершием. Сужения клинка от рукояти к острию практически нет. Дол достаточно широкий и неглубокий. Масса меча не превышает 2 кг. Такой тип меча принято называть меровингским. Каролингский меч отличается от меровингского, главным образом, заостренным концом. Но и этот меч использовался как рубящее оружие, несмотря на заостренный конец. Скандинавский вариант древнегерманского меча отличается большей шириной и меньшей длиной, поскольку кавалерию древние скандинавы практически не использовали ввиду географического положения. Древнеславянские мечи по конструкции от древнегерманских практически не отличались.
* Высокое Средневековье. Происходит рост городов и ремесел. Растет уровень кузнечного мастерства и металлургии. Происходят Крестовые походы и междоусобицы. На смену кожаным доспехам приходят металлические. Возрастает роль кавалерии. Набирают популярность рыцарские турниры и дуэли. Бои часто проходят в тесноте (замки, дома, узкие улицы). Все это накладывает отпечаток на меч. Господствует рубяще-колющий меч. Лезвие становится более длинным и узким. Клинок сужается к острию. Удлиняется рукоять и навершие становится небольшим. Крестовина становится широкой. Масса меча не превышает 2 кг. Это так называемый романский меч.
* Позднее Средневековье. Идет экспансия в другие страны. Тактика ведения боевых действия становится все более разнообразной. Используются доспехи с высокой степенью защиты. Все это сильно влияет на эволюцию меча. Разнообразие мечей — колоссально. Помимо однуручных мечей (ручник) встречаются полутораручные (полуторник) и двуручные мечи (двуручник). Появляются колющие мечи и мечи с волнистым лезвием. Начинает активно использоваться сложная гарда, обеспечивающая максимальную защиту кисти, и гарда типа «корзина». Многообразие европейских мечей:
Как и всякое другое оружие, имеющее культовый статус, имеется целый ряд мифов и устаревших представлений о этом виде оружия, которые порой по сей день часто проскакивают даже в научных трудах. Самый известный миф гласит, что японский меч является вершиной кузнечного дела на протяжении всей истории человечества. С научной точки зрения это некорректно; ещё кельты, римляне и германцы раннего Средневековья начиная с 3-го века до. н. Э. успешно применяли технологию сваривания различных сортов углеродистой стали и рафинации кричного железа. Это доказывают не только археологические находки, но и современные исследования раннесредневековых клинков с помощью металлографии и японской технологии политуры клинков с целью выявления структур на поверхности стали.[1] Полировка европейских клинков японскими мастерами доказала, что античные и раннесредневековые кузнецы умели отлично рафинировать сталь. Закалка клинков (зонная или ступенчатая) также находилась на уровне. Результаты этих исследований также однозначно опровергают миф о том, что европейские стали были неоднородны и почти не очищались складыванием и проковкой.
Технология сыродутной печи, начиная с 13-го и кончая 14-15-ыми веками, достигла в позднем Средневековье своего апогея. Металлографические исследования подтверждают, что европейская сталь порой не уступала современным сталям. Исследования церемониального меча из Эссенской Сокровищницы (Германия) показали, что меч, изготовленный в 10-ом веке и имеющий сложную узорчатую сварку, содержит очень мало серы (0,005 и фосфора (0,015 %). Содержание углерода средневековых мечей было в районе 0,6-1,1 %, твёрдость их режущей кромки и клинка обычно колебалась от 58 до 62 единиц по Роквеллу. Часто раннесредневековые мечи имели сложную конструкцию с употреблением сварного харалуга. Самые распространённые дизайны были; корпус с приваренными лезвиями, трёхслойная конструкция (высокоуглеродистая сталь между двух слоёв среднеуглеродистой) и среднеуглеродистая сердцевина, «обёрнутая» в высокоуглеродистую сталь.[2]
Также качество индо-персидских тиглевых сталей, особенно литого булата часто недо- или переоценивается.[3] Здесь надо сказать, что миф о абсолютном превосходстве литого булата не обоснован; до сих пор археологами не найден ни один ближневосточный клинок старше 15-го века на территории западной Европы, состоящий или из сварной стали или из литого булата, хотя следуя соответствующему мифу, рыцари их покупали на «вес золота», потому что они якобы «резали кольчугу как масло». Никаких исторических доказательств сему до сих пор не существует. Также «дамасский» литой булат упоминается только с 13-го века, когда крестовые походы уже были на исходе. Сабля является оружием режущим, а чисто с физической точки зрения и согласно материаловедению сталь не может быль разрезана точно такой же сталью. Предел прочности человеческих костей находится в районе 150 N/mm², дерева 70-130 N/mm², а чистое железо, как правило, имеет около 200-300 N/mm² при твёрдости ниже 20 единиц Роквелла. Если учесть, что классическая клинковая сталь имеет твёрдость в 45-64 единиц Роквелла при пределе прочности от 600 до 1000 N/mm², то разрубание клинка из оного материала или железной пластины в 1,5-2мм потребует теоретическую силу в разы превышающую возможности человека. Зарубки на доспехах, шлемах и небольшие прорезы в кольчуге исторически доказаны (см. миниатюры Библии Мациевского, раскопки "Towton Mass Grave"), но доказательства разрубания кирас и шлемов "напополам одним взмахом" не существуют. Таким образом, мифы о разрубании пластинчатых доспехов и других мечей на самом деле являются продуктами 19-го и 20-го веков и не соответствуют исторической действительности.
Очень распространён миф, который гласит, что европейские мечи весили несколько килограмм и в основном применялись для контузии противника. Рыцарь бил мечом как дубиной по доспеху и добивался победы нокаутом. Часто называют вес до 15 килограмм или 30-40 фунтов.[4] Эти данные не соответствуют действительности: сохранившиеся оригиналы прямых европейских боевых мечей колеблются от 650 до 1400 граммов.[5] Большие «ландскнехтовские двуручники» не входят в эту категорию, так как не являлись классическим мечом рыцаря, а представляли собой окончательную деградацию меча как личного оружия. Средний вес мечей был следовательно 1,1-1,2 кг. Если принять во внимание, что вес боевых рапир (1,1-1,4 кг), палашей (до 1,4 кг) и сабель (0,8-1,1 кг) также был в основном не ниже одного килограмма, то их превосходство и «изящество», так часто упоминаемое фехтовальщиками 18-го и 19-го века и якобы противоположное «тяжёлым мечам древности», более чем сомнительно. Современные же рапиры, шпаги и сабли, предназначенные для спортивного фехтования, не являются «облегченными» копиями боевых оригиналов, а изначально созданными для спорта предметами, рассчитанными не на поражение противника, а на выбивание очков по соответствующим правилам. Вес одноручного меча (тип XII по типологии Еварта Окшотта) может достигнуть где-то 1400 граммов при следующих параметрах: длина клинка 80 см, ширина у гарды 5 см, у конца 2,5 см, толщина 5,5 мм. Данная полоса углеродистой стали просто физически не в состоянии весить больше. Только при толщине клинка в 1 см можно достигнуть трёх килограмм, или же с применением тяжёлых металлов в качестве материала клинка — что само по себе нереально и непрактично. Такие мечи неизвестны ни историкам, ни археологам.
Что касается схемы боя, то науке известны более тридцати документов, называемых «Fechtbücher», то есть фехтовальные пособия, которые издавались мастерами боевых искусств с 13-го по 17-й век. Из них вытекает, что схема боя тех времён основывалась на технике и скорости, но никак не на грубой физической силе. В эпоху пластинчатых доспехов обычно применялись уколы по слабым местам доспеха, а рубящие удары имели место только когда противник был бездоспешен или же носил только кольчугу. Битие по кирасе и по другим мечам острой кромкой исторически не подтверждается, и поэтому рассматривается как типичный продукт популярной культуры 20-го века.
Острота европейских прямых мечей часто оценивается как недостаточная, из чего часто следует умозаключение, что ими пользовались как дубиной. Этот миф опять таки не соответствовал действительности. Иконографические, исторические, письменные и археологические источники доводят до нашего сведения, что раннесредневековая спата была гладко полирована и остро отточена (см. письмо Теодериха I королю Вандалов). В средневековых хрониках[6] упоминаются мечи, которые в силу своей остроты могли разрубить человека надвое. Но самый главный аргумент — это отсутствие тупой округлой кромки у оригиналов. Также оригиналы сбалансированы как рубяще-колющее оружие, а не как бейсбольная бита, что вообще-то следовало ожидать от оружия, которым били как дубиной. Само собой, следует отличать боевое оружие от парадного 16-17-х веков.
Также существуют археологические находки, которые свидетельствуют об остроте оружия, невзирая на применение пластинчатого панциря. Раскопки останков погибших 15-го века выявили рубленные раны и отрубленные конечности, которые были отделены вместе с кольчугой.[7] Также в фехтовальных пособиях 15-го века существуют изображения[8], где мечом (примерно тип XVIII по типологии Окшотта) отрубают руку и голову, причём его передней тонкой частью. Если не считать, что автор преувеличил в рекламных целях, то данные изображения свидетельствуют о чрезвычайной остроте европейских прямых клинков.
Отсутствие боевых искусств для прямого европейского меча также является заблуждением фехтовальщиков 18-го и 19-го веков. Многочисленные фехтовальные пособия эпохи позднего Средневековья и Эпохи Возрождения свидетельствуют о высоком уровне европейского фехтовального искусства мечом и его тщательной систематизации и эффективности. Основывалось это искусство изначально на скорости и технике, но не на «грубой физической силе», как это часто преподносят СМИ. Также дизайн меча всегда был подогнан под конкретную сферу применения. Пример: средневековый одноручный меч 12-13 веков.[9] Ширина клинка убывает равномерно до 2/3 его длины, остальная 1/3 сужается уже не линеарно и заканчивается (чаще всего) закруглённым остриём. Таким образом передняя 1/3 клинка имеет не прямые, а слегка кривые линии лезвия, что позитивно отзывается на рубяще-режущих свойствах клинка («эффект сабли») и не умаляет его достоинств как колющего оружия. Дол клинка предназначался главным образом для уменьшения его веса и равномерного распределения массы — таким образом можно было контролировать расположение центра тяжести меча. Гарда только отчасти служила защитой для руки, так как была неотъемлемой частью всего оружия и служила при фехтовании рычагом и упором для руки. Поперечное сечение клинка было довольно разнообразным, в зависимости от его предназначения: овальные, ромбовидные, шестиугольные или крестообразные сечения были самыми распространёнными. Геометрия лезвия также никогда не была случайной
Двуручные мечи
Особую, резко ограниченную по своему назначению и способу использования, разновидность прямых мечей представляли собой гиганты весом 3,5—8 кг с клинками длиной 120—160 см — двуручники. Их можно назвать мечами среди мечей, ибо те приемы владения, которые для более коротких вариантов были желательны, для двуручного меча оказывались единственно возможны.
Выгода двуручников заключалась в их способности пробивать сплошные доспехи (при такой длине клинка его конец двигался очень быстро, а вес обеспечивал большую инерцию) и большой досягаемости. Эти качества были особенно важны, если пеший бился против конного в полном вооружении. Двуручный меч применялся, в основном, для поединков или в разорванном строю, так как требовал большого пространства для размаха. Против копья двуручный меч давал спорное преимущество — возможность перерубить древко копья противника и, фактически, обезоружить его на несколько секунд (пока копейщик не вытащит припасенного на этот случай оружия, если оно есть) сводилась на нет тем, что копейщик был гораздо мобильнее и подвижнее. Тяжелым двуручником (к примеру, европейским эспадоном) скорее можно было сбить жало копья в сторону, чем перерубить.
Выкованные из передельной стали двуручники, в том числе и «пламенеющие клинки» — фламберги (фламбержи), преимущественно выступали в качестве вооружения наемной пехоты XVI века и предназначались для борьбы с рыцарской кавалерией. Популярность данного клинка у наемников доходила до такой степени, что специальной буллой папы римского клинки с несколькими изгибами (не только фламберги, но и мечи с более короткими «пламенеющими» клинками) были признаны негуманным, не «христианским» оружием. Воину, взятому в плен с таким мечом, могли отрубить правую руку или даже убить.
Ничего магического в волнистом лезвии фламберга, кстати, не содержалось, — выгнутая кромка имела лучшие режущие свойства и при поражении получался «эффект пилы» — каждый изгиб наносил свой разрез, оставляя в ране лепестки плоти, которые мертвели и начинали загнивать. А кроме того, при скользящих ударах фламберг наносил большие повреждения, чем прямой меч.
Кончар, эсток, седельный меч
Полутораручники, в западноевропейской теримонологии именуемые бастардами (англ. Bastard — незаконнорожденный) применялись с XIII века, но уже к середине XV века их несостоятельность при рубке европейских доспехов данного периода стала очевидной. Не только меч разумных габаритов, но и топор оказывался недостаточно силен против них. Как рубящее оружие меч совершенно перестал оправдывать себя.
С другой стороны, и совсем без меча было как-то непривычно — в плане удобства отражения ударов меч был незаменим, да и возможность нанесения им очень точных ударов позволяла, например, поражать в лицо врагов в открытых шлемах. Эти соображения в начале XV века навели европейских оружейников на мысль ковать мечи с гранёным клинком — «эстоки».
К этой же мысли несколько раньше пришли и на Руси, где такое оружие было известно ещё с XIV века под названием кончара. Причиной его появления (вернее, заимствования у тюркских народов, которые, в свою очередь, скопировали китайский дааб) было, естественно, не бессилие мечей против пластинчатых лат, а большая эффективность граненого клинка при пробитии кольчуг, бехтерцев, пеньковых кафтанов и шерстяных бурок.
Катáна (яп. 刀?) — длинный японский меч (дайто:). В современном японском слово катана также обозначает любой меч. Катана — японское чтение (кунъёми) китайского иероглифа 刀; сино-японское чтение (онъёми) — то:. Слово обозначает «изогнутый меч с односторонним клинком». По форме катана напоминает саблю, однако рукоять у него не загнута в противоположную от лезвия сторону, как у классической сабли. Наиболее существенное отличие катаны от сабли заключается в технике его использования: это может быть как одноручный, так и двуручный захват (с преобладанием последнего), в то время как стандартная сабля держится одной рукой и потому требует использования иной техники боя.
История развития
Катана появилась в XV веке как следствие эволюции тати (яп. 太刀?) и использовалась с конца XIV века (ранний период Муромати) как традиционное оружие самурая, прежде всего в комбинации (дайсё, яп. 大小. букв. «большой-малый») с коротким вакидзаси (яп. 脇差, кит. 小刀 сёто, букв. «малый меч»). Катана во многом похожа на более ранний китайский меч мяо дао. Подлинную японскую катану легко узнать по линии закалки (хамон, яп. 刃文), объясняющейся применением специальной техники ковки и закалки, а также рукояти (цука, яп. 柄), обтянутой кожей ската и обвитой шелковой лентой. Для обтяжки также применялась обычная кожа. Резные рукояти из твердого дерева или слоновой кости встречаются только у декоративных и парадных мечей. Лезвие катаны состоит как минимум из двух разных сортов стали: вязкого для основы (сердцевины) и твердого для режущей части. Оба компонента сначала очищались путем многократного сложения и сварки, прежде чем из них ковалось лезвие.
В узком смысле катана — изогнутый (режущей частью наружу) полуторный меч с лезвием длиной в два или более сяку (яп. 尺, 2 сяку приблизительно равны 60,6 см) и рукоятью различной длины. Вес 750—1000 г. Если длина лезвия менее двух сяку, то это вакидзаси, если менее одного сяку — кинжал (танто, айкути, хамидаси). Ножны для всех трех видов мечей называются сая; они делаются из дерева и покрываются лаком. Металлические ножны имеют только серийно изготовленные мечи XX века, однако и они оснащены деревянной подкладкой.
Ношение меча
Катану и вакидзаси всегда носят в ножнах, заложенными за пояс (оби) под таким углом, который скрывает от противника длину лезвия. Это — принятый способ ношения в обществе, сформировавшийся после завершения войн периода Сэнгоку в начале XVII века, когда носить оружие стало больше традицией, чем военной необходимостью. Когда самурай входил в дом, он вынимал катану из-за пояса. В случае возможных конфликтов он держал меч в левой руке в состоянии боевой готовности либо, в знак доверия, в правой. Садясь, он клал катану на пол в пределах досягаемости, причем вакидзаси не снимался (его самурай носил в ножнах за поясом). Монтаж меча для ношения на улице называется косираэ, сюда входят лакированные ножны сая. В случае отсутствия частой необходимости использовать меч, его хранили дома в монтаже сирасая из необработанного дерева магнолии, защищающем сталь от коррозии. Некоторые современные катаны изначально выпускаются в этом варианте, при котором ножны не покрываются лаком и не декорируются. Подобный монтаж, в котором отсутствовала цуба и другие декоративные элементы, не привлекал внимания и получил широкое распространение в конце XIX века после императорского запрета на ношение меча. Создавалось впечатление, что в ножнах не катана, а бокуто — деревянный меч. В XX веке появились замаскированные мечи, по конструкции схожие с западными шпагами-тростями: лезвие меча покоилось в ножнах, имитирующих посох из бамбука или дерева.
Вплоть до раннего периода Муромати на вооружении состоял тати — длинный меч, который носили на портупее лезвием вниз. Однако начиная с конца XIV века он все более вытесняется катаной. Она носилась в ножнах, закрепленных на поясе с помощью ленты из шелка или иной ткани (сагэо). Вместе с тати обычно носили кинжал танто, а в паре с катаной — вакидзаси
Изготовление
Изготовление катаны состоит из множества этапов и может длиться до 6 недель. В начале куски стали сорта тамахаганэ складываются вместе, заливаются глинистым раствором и посыпаются золой. Это необходимо для удаления из металла шлака, который в процессе плавления выходит из него и впитывается глиной и золой. После этого куски стали раскаляют, чтобы дать им соединиться друг с другом. Затем полученный блок проковывают молотом: его расплющивают и складывают, затем снова расплющивают и опять складывают — и так до 12 раз. Таким образом углерод распределяется равномерно в заготовке, благодаря чему твердость клинка в каждом его участке будет одинаковая. После этого этапа количество слоев стали достигает 30 000. Далее в блок из тамахаганэ требуется добавить более мягкую сталь, чтобы меч не сломался при больших динамических нагрузках. В процессе ковки, длящейся несколько дней, блок вытягивается в длину. После этого наносится слой жидкой глины — для предотвращения перегрева и окисления. На режущей части клинка формируется рисунок — хамон. Далее следует закалка: меч раскаляется и быстро охлаждается, вследствие чего атомная структура кристаллизуется и меч приобретает чрезвычайную твердость. Теперь он готов для полировки. После полировки и декорирования рукояти, на которое уходит еще несколько дней, катана готова.
Конструкция Вершина катаны
Перед кузнецом, изготавливающим меч, издавна стояла задача создать оружие острое и одновременно долгое время сохраняющее боевые качества, не теряющее остроты, не ржавеющее и не ломающееся. В зависимости от содержания углерода в стали и закалки у него мог получиться меч с высоким показателем мартенсита, следовательно, очень твердый и долго сохраняющий остроту, однако хрупкий и ломкий. И наоборот, клинок из более мягкой стали затупляется быстрее.
Данное затруднение преодолевается путем применения многослойной конструкции. В традиционной технике внутренний слой изготавливается из низкоуглеродистой стали и покрывается твердой высокоуглеродистой сталью, которая образует верхний слой: кузнец складывает U-образно длинный узкий брусок твердой стали и вваривает в него брусок из мягкой стали. Из полученного комбинированного бруска выковывается заготовка меча, причём закрытая сторона «U» впоследствии станет лезвием. Такая комбинированная заготовка больше не подвергается складыванию.
В других конструкциях встречаются иные сочетания: например, твердая сталь вкладывается в U-образную заготовку из мягкой стали, либо твердая сталь лезвия комбинируется с мягкой сталью задней стороны и сталью средней твердости, из которой изготовлены две дополнительные боковые вкладки. Встречаются многочисленные усложненные техники, впрочем, не гарантирующие более высокого качества. Они практикуются большей частью кузнецами невысокого класса, которые таким образом стремятся обойти трудный процесс закалки.
Очень короткие клинки иногда делаются из одного вида стали (мономатериал).
Справедливость легко оспорить, сила очевидна и неоспорима. Поэтому справедливость так и не стала сильной — сила не признавала ее, утверждая, что справедлива только она, сила, — и тогда люди, увидев, что им не удастся сделать справедливость сильной, порешили считать силу справедливой.
Китайский меч "Дао" Дао (кит. 刀, пиньинь dao) — «однолезвийное оружие»/«сабля»/«нож» — китайское клинковое однолезвийное оружие, зачастую неграмотно передаваемое при переводе как «кривой меч».
Чаще всего под дао (с указанием его типа - например, нювэйдао - дао "бычий хвост" или люедао - дао "ивовый лист") понимаются однолезвийные сабли и палаши, как одноручные, так и двуручные. Однако в качестве значащего элемента слово дао входит в состав названий древкового оружия - чуаньвэйдао, яньюэдао, дадао и т.д.
В качестве значащего элемента этот же иероглиф входит и в название некоторых специфических видов оружия китайских боевых искусств (например, багуадао), однако в данном случае он означает всего лишь наличие заточки по одному из краев данного предмета вооружения. Фото
Цзянь (剑) — китайский прямой меч, в классическом варианте с длиной клинка около метра, но встречаются и более длинные экземпляры, в эпоху бронзы ((Западная Чжоу и начало Чуньцю)) длина клинка обычно составляла менее полуметра[1].
* боевой цзянь — расхожее название меча, который существовал до первой половины ХХ века, активно применяясь в ополченских и милиционных формированиях, применяясь для полноценного клинкового боя. * парадно-церемониальный цзянь — нередко подобные мечи изготавливались для религиозных и магических обрядов[2], в частности, нередко носились даосами. Более того, в отличие от буддийских монахов, традиционно путешествовавших с шестом или посохом, у даосов при путешествии было принято брать с собой для самозащиты цзянь[3]. * бронзовый цзянь — бронзовый обоюдоострый клинок, наиболее распространённый в эпоху воюющих царств, как правило, относительно небольшой длины. * спортивный цзянь — современный спортивный снаряд в виде меча с тонким клинком повышенной гибкости, непригодный для применения в реальном бою
Наиболее ценные мечи, помимо внешних ножен, могут иметь стальные внутренние ножны, предназначенные для лучшего сбережения клинка.[4]. Однако, утверждая это, данные авторы не приводят фото реальных артефактов, а также не описывают их конструкцию. фото
Сообщение отредактировал muha - Вторник, 15.06.2010, 15:55
Кра28, у меня есть!!! Ну какие нашел!!! Справедливость легко оспорить, сила очевидна и неоспорима. Поэтому справедливость так и не стала сильной — сила не признавала ее, утверждая, что справедлива только она, сила, — и тогда люди, увидев, что им не удастся сделать справедливость сильной, порешили считать силу справедливой.
Наверное, я насмотрелась аниме, но мне нравится тема мечей, самураев....Очень поражена одной штучкой, которая называется - Дзамба) *один неизвестный мне источник(забыла, откуда взяла) = "Дзамба-то - это меч, внешним видом отдаленно напоминающий копьё, с очень широким и длинным клинком. Так как дзамба-то очень тяжелые, требовалось два человека чтобы воспользоваться им. Применялось в основном против кавалерии, во времена эры Эдо." * Правда в анимешке дзамбой орудует мальчишка, при чем прекрасно справляется один Но оружие красивое, такое фигурное лезвие...прелесть
Добавлено (27.06.2010, 19:58) --------------------------------------------- Простите, картинки не нашла ни одной...анимешную что ль выложить?не, это не то(((
[spoiler]Ятага́н (тур. yatağan букв. укладывающий) — клинковое колюще-режущее и рубяще-режущее холодное оружие с длинным однолезвийным клинком, имеющим двойной изгиб; нечто среднее между саблей и тесаком. Ятаган начал использоваться в XVI веке. Имеет клинок с односторонней заточкой на вогнутой стороне (так называемый обратный изгиб). Эфес ятагана лишён гарды, рукоять у головки имеет расширение для упора кисти руки. Клинок турецкого ятагана вблизи эфеса отклонялся под значительным углом вниз от рукоятки, затем был прямым, но уже вблизи острия снова изламывался, но уже вверх. Таким образом, острие оказывалось направлено параллельно рукояти и затачивалось с двух сторон, что позволяло наносить удары вперёд. Обратный излом клинка одновременно позволял наносить режущие удары от себя и увеличивал эффективность как рубящего, так и режущего удара. Прямая же форма клинка в среднем притяжении увеличивала его устойчивость к поперечному изгибу. Кроме того, замена плавного изгиба изломом позволяла достичь большей эффективной длины оружия.
Ятаган, имея обратный изгиб, при ударе стремился «вырваться» из руки. Поэтому ему не требовалась развитая гарда. Зато, чтобы боец не потерял оружие, были приняты весьма изощрённые меры: рукоять полностью охватывала нижнюю часть ладони, образуя специфические расширения («уши»), а иногда продолжалась и упором под вторую руку, который располагался и вовсе перпендикулярно прямой части клинка. Клинок и рукоять имели разнообразные украшения — резьбу, насечки и гравировку. Ятаганы хранились в ножнах и носились за поясом как кинжалы.
В основном ятаган известен как специфическое оружие турецких янычар. По легенде, султан запретил янычарам носить в мирное время сабли. Янычары обошли этот запрет, заказывая боевые ножи длиной в руку. Так и появился турецкий ятаган. Некоторые ятаганы имеют двояковогнутый клинок (наподобие египетского хопеша) — обратный у основания клинка и сабельный у острия. Ятаган обычно имеет костяную или металлическую рукоять. Ножны ятагана деревянные, обтянуты кожей или облицованы металлом. Так как гарда отсутствует, клинок ятагана входит в ножны с частью рукояти. Общая длина ятагана — до 80 см, длина клинка около 65 см, масса без ножен — до 800 г, с ножнами — до 1200 г. Помимо Турции ятаган применялся в армиях стран Ближнего Востока, Балканского полуострова, Южного Закавказья и Крымского Ханства.
Ятаганы попадали к запорожцам как трофеи после удачных походов. Во времена Задунайской Сечи они получили большее распространение среди задунайских запорожцев, которые состояли на военной службе у турецких султанов.
Ятаганы использовали пехотинцы (янычары именно и были гвардейской пехотой) в ближнем бою.
Атакующие ударные действия ятагана выполняли преимущественно остриём и вогнутым лезвием. Конструктивные особенности этого лезвия позволяли мастеру наносить одновременно две раны во время выполнения рубяще-режущего удара. Защитные отбивы осуществляли как лезвием, так и не заострённой выпуклой стороной. При отбивании удара вогнутым лезвием обеспечивалось значительно более надёжное удержание враждебного клинка, но при этом терялась возможность за счёт скользящих отбивов, присущих сабле, наносить молниеносные контрудары. Таким образом ятаган имел как преимущества, так и недостатки. Казаки, как и подавляющее большинство тогдашних европейских воинов, отдавали преимущество выгнутым или прямым клинкам.
Рапира - преимущественно колющее холодное оружие, разновидность шпаги, в изначальном значении длинная «гражданская» шпага, в отличие от «боевой» шпаги слишком лёгкая для нанесения рубящего удара, тем не менее в классическом (не спортивном) варианте имеющая лезвия. В русском языке рапирой чаще всего называются мечи со штыкообразным клинком — трех- или четырехгранным, преимущественно предназначенные для тренировочных поединков. В настоящее время рапира широко используется на соревнованиях по фехтованию. Исторические рапиры — популярное оружие XVI—XVII веков, были, как правило, существенно длиннее (клинок до 130 сантиметров) и тяжелее современных спортивных рапир.